Рубрика: Ваш консультант
от 14 марта 2015

О порядке оказания услуг телефонной связи с 2015г

Постановление правительства РФ от 9 декабря 2014 № 1342 утверждены новые правила оказания услуг телефонной связи, которые распространяются на услуги местной,  внутризоновой,  междугородной и международной телефонной связи, а также при оказании услуг подвижной радиотелефонной связи и услуг подвижной спутниковой радиосвязи в сети связи общего пользования.

Подписанным документом правила услуг телефонной связи унифицируются, вводится единая терминология (исчезает понятие SIM-карта), устанавливается единый для всех видов связи порядок заключения, исполнения, изменения и расторжения договора оказания услуг связи, а также порядок предъявления и рассмотрения жалоб и претензий. При этом норма о том, что оператор должен рассмотреть жалобу в течение 60 дней упраздняется, а вместо нее в правилах содержится лишь отсылка к общим нормам законодательства (пункт 51 Правил).

С 15 января 2015 года абоненты сотовой связи в России смогут менять тарифные планы бесплатно.

«Плата за изменение тарифного плана с абонента не взимается в случае, если с момента предыдущего изменения тарифного плана прошло более одного месяца» (пункт 33). Таким образом, российские сотовые операторы обязаны предоставлять абонентам возможность бесплатной смены тарифа как минимум раз в месяц.

Кроме того, оператор связи при наличии технической возможности обязан установить не менее одного тарифного плана с посекундной тарификации (пункт 35 Правил). В то же время учёт продолжительности телефонного соединения ведётся в соответствии с принятой оператором единицей тарификации, которая не может быть более 1 минуты.

Пунктом 141 Правил устанавливается исчерпывающий перечень оснований для отказа в перенесении абонентского номера операторами подвижной радиотелефонной связи. В правилах закреплено, что абонент вправе сохранить свой номер в пределах территории субъекта Российской Федерации в случае перехода к другому оператору. По данным Министерства связи и массовых коммуникаций, на текущий момент перенесено более 920 тысяч номеров.

Правилами легализируют личный кабинет пользователя в сети интернет, с помощью которого абонент может менять тарифы и услуги, заказывать детализацию звонков и т.д. При этом оператор обязан в течение трех лет хранить журнал действия пользователя (пункты 28, 42 Правил).

Договор, заключаемый с гражданином, является публичным договором. Договор заключается на неопределенный срок. По желанию может быть заключен срочный договор. Гражданин при заключении договора предъявляет основной документ – паспорт. Договор заключается в письменной форме с указанием порядка, сроков и формы оплаты услуг, сведений об оказываемых телефонных услугах. Оператор может отказаться от заключения договора при отсутствии технической возможности.

Оператор связи обязан возобновить оказание услуг связи абоненту в течение 3 дней со дня получения оплаты от абонента или предоставлением документов, свидетельствующих погашению задолженности по оплате услуг телефонной связи. Если речь идет о стационарной телефонной связи, то Абонент несет обязательства по оплате услуг телефонной связи, оказанных до момента получения оператором связи уведомления о прекращении права владения и (или) пользования телефонизированным помещением.

Сведения о передаваемых по сетям связи телефонных переговорах могут предоставляться только абонентам или их уполномоченным представителям, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Сведения об абоненте-гражданине, ставшие известными оператору связи в силу исполнения договора об оказании услуг телефонной связи, включая оказание услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи в сети связи общего пользования, а также оказание услуг подвижной связи в сети связи общего пользования, могут использоваться оператором связи для оказания справочных и иных информационных услуг или передаваться третьим лицам только с письменного согласия этого абонента, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

При чрезвычайных ситуациях природного или техногенного происхождения оператор связи вправе временно прекращать или ограничивать оказание услуг связи.

Оператор связи в порядке, определенном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, должен обеспечивать в зоне экстренного оповещения населения передачу сигналов оповещения и экстренной  информации  об  опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий, -  о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите. Оповещение в виде звукового сообщения, коротких текстовых сообщений. Оператор связи вправе дополнительно использовать сообщения широковещательной рассылки для передачи сообщения экстренного оповещения.

Правила, установленные постановлением Правительства РФ от 9 декабря 2014 г. № 1342 «О порядке оказания услуг телефонной связи», регламентируют особенности оказания услуг каждого вида связи. На практике они помогут избежать много спорных ситуаций, ранее которые потребители услуг просто не знали, как разрешать.