Рубрика: Ваш консультант
от 21 февраля 2014

КАЧЕСТВО ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ

Внимание! Из-за роста цен граждане в погоне за низкой ценой перестали обращать внимание на состав продуктов. Напомним, что на сегодняшний день в отношении качества продукции действует система государственного стандарта на добровольной основе. В начале 2000-х изменены ГОСТы на ряд категорий. Производители горячо любят ТУ и добавляют в свою продукцию всё, чтоб снизить себестоимость продукта, заменив отдельные ингредиенты на более дешёвые. Они прикрываются уникальной технологией и раскрывать свои секреты никому не обязаны. А тем временем химические пищевые добавки накапливаются в организме и могут привести к развитию онкологических заболеваний. Уже не секрет, что сейчас чуть ли не каждый 2-й ребёнок аллергик, а взрослые люди не могут сбросить вес, потому что ферментативная система организма не может распознать стереоизомеры жирных кислот химического происхождения.

Кроме графы «произведено в соответствии с ГОСТ» отечественные потребители часто видят другую картину — «соответствует ТУ». И если ГОСТ является государственным стандартом, предъявляющим жесткие требования к составу и качеству изделия, то ТУ устанавливает производитель и соответственно оценивает тоже самостоятельно. Это означает, что себестоимость продукции по стандарту ТУ может быть значительно ниже, из-за того что производитель ввел допущения в рецепт изделия. Например, добавил в мясной фарш колбасного изделия сою, или использовал маргарин вместо сливочного масла в кондитерском изделии. Но когда мы видим на упаковке упоминание об использовании маргарина и маркировку ТУ, то не всегда понятно, что какой именно маргарин использовал производитель, ведь сырьем для него может быть: пальмовое, хлопковое, арахисовое, рапсовое, подсолнечное масла. Замена масла на основе животных жиров на растительные жиры может сильно уменьшить конечную стоимость продукта. Однако организм человека с трудом усваивает необработанные пальмовое и кокосовое масла. 

Но изготовить хлебобулочные изделия не по ГОСТу уже несколько сложнее. Чисто технически производитель может использовать вместо муки высшего сорта менее дорогие сорта, что не всякий покупатель сможет обнаружить, но уже будет нарушением стандартов. И хорошо если производитель ограничится только использованием низкосортной муки, а не перейдет на химические красители для придания «товарного» вида. Но тесто на низкосортной муке может быть и с низким содержанием клейковины и плохо бродить.  Чтобы этого избежать производитель может использовать специальные добавки, разрыхлители. Учитывая, что в российских магазинах остается практика продажи хлебных изделий в обычном целлофановом пакете, без состава, наименования производителя или каких либо стандартов, то состав такого хлеба может быть любым, как, впрочем, и его стоимость. Потребителю надо обращать внимание на изготовителя, если это хлебозавод, то товар, скорее всего, будет соответствовать ГОСТу, если пекарня то, вполне вероятно, ТУ.

Но если учесть тот факт, что кроме изменения состава на стоимость влияет цена зерна, то ситуация становится более интересной. Сегодня производителям хлебобулочных изделий приходится задумываться о том, что растущие цены на зерно, привязанное к курсу доллара, и муку не оставят им выбора, придется повышать цены на один из главных товаров народного потребления — хлеб. Еще в ноябре 2014 года Минсельхоз сообщил, что российский экспорт зерна с 1 июля по 12 ноября вырос на 39%. Что неудивительно, ведь отечественное зерно — это экспортный продукт, приносящий какую-никакую прибыль. Со слов вице-премьера Аркадия Дворковича, правительство РФ в декабре 2014 года отказалось ограничивать экспорт зерна. Но уже сейчас ситуация на продовольственном рынке может стать нестабильной. Торговые сети и розничные сети не захотят становиться крайними в этой ценовой борьбе между ростом цен на зерно и хлебобулочными изделиями. Однако им придется проводить две диаметрально противоположные стратегии: и повысить цены, и сохранить покупателя.

Сейчас продуктовые магазины баснословно завысили цены, заманивая покупателей скидочными каталогами и продавая таким способом продукты примерно по ценам 2014 года. Люди сами, вкладывая деньги в продукты питания, стимулируют рост цен на них. Пока покупатель готов платить по завышенной цене, будет и предложение продавца - выгодно продать подороже.